8-800-775-16-16
Сохраняя традиции, продолжаем движение
Пресс-центрКомпания в СМИКрупнейшие ж/д операторы РФ получили предложения о покупке "ТрансФин-М" (Интерфакс)

Крупнейшие ж/д операторы РФ получили предложения о покупке "ТрансФин-М" (Интерфакс)

20 июня 2018

Крупнейшие железнодорожные операторы РФ - АО "Первая грузовая компания" (ПГК, актив Владимира Лисина) и АО "Федеральная грузовая компания" (ФГК, "дочка" ОАО "Российские железные дороги") - получили предложения о покупке ПАО "ТрансФин-М" (ТФМ), сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с деятельностью ТФМ.

Изначально, по словам собеседника агентства, оферты были разосланы примерно двум десяткам компаний. В шорт-листе претендентов осталось шесть, включая лизинговые структуры крупных финансовых организаций РФ - Сбербанка (MOEX: SBER), ВТБ (MOEX: VTBR), ВЭБа. Победителем станет компания, предложившая лучшую цену. Инвестиционным агентом выступает InfraONE.

Согласно материалам оферты, с которыми ознакомился "Интерфакс", потенциальным покупателям предлагается "контрольный пакет или 100% акций" "ТрансФин-М". В апреле-мае организаторы продажи "ТрансФин-М" делали предварительную оценку рынка и возможного профиля сделки, а также рыночной стоимости актива. Переговоры с покупателями и структурирование сделки предполагается провести до августа, закрыть ее - до ноября.

"Основание для продажи - новые регуляторные требования Центрального Банка РФ", - говорится в документации. Что имеется в виду, не поясняется. Источник, знакомый с деятельностью ТФМ, пояснил, что в соответствии с поправками в законодательство с 1 января 2019 г. должно пройти акционирование владельца лизинговой компании - НПФ "Благосостояние", учрежденного при участии ОАО "Российские железные дороги".

В результате существенная задолженность ряда активов, в том числе "ТрансФин-М" может ухудшить долговые метрики ж/д группы (по итогам 2017 г. на фоне высокой EBITDA ее соотношение с чистым долгом по МСФО было ниже 2, финансовая стратегия предполагает его сохранение в пределах 2,5).

Обязательства ТФМ диверсифицированы по источникам. На рыночные облигации (в том числе конвертируемые в акции) приходится 23 млрд руб., на рублевые бонды, размещенные в пользу негосударственных пенсионных фондов - 46 млрд руб., на кредиты - 23 млрд руб. (кредиторами выступают более десятка банков).

В парке "Трансфин-М" - более 63 тыс. вагонов (стоимостью около 100 млрд руб.). Основная часть - полувагоны (40 тыс.). Кроме того, согласно сайту компании, у нее около 6 тыс. платформ (фитинговых, лесовозных, универсальных, трубовозов), примерно 4 тыс. крытых вагонов и 10 тыс. вагонов других типов (включая цистерны, хопперы, автомобилевозы). Примерно половина парка задействована в лизинговом бизнесе, остальные - в операторском.

Последним занимается ряд совместных предприятий ТФМ, созданных на паритетных условиях. В частности, у АО "ТФМ-Транс" (СП с ОАО "Армавирский завод тяжелого машиностроения") 4,7 тыс. крытых вагонов, 1,25 тыс. полувагонов, 1,5 тыс. цистерн и порядка 200 фитинговых платформ. У АО "ТФМ-Гарант" (совместное предприятие с ООО "Трубная транспортная компания" группы Rail Garant) - 1,1 тыс. хопперов-цементовозов.

Еще одно СП - ЗАО "ТФМ-Транссервис" - создано со структурами совладельца "Евразийского трубопроводного консорциума" Александра Карманова (у компании нет официального сайта). По словам источника "Интерфакса", "ТрансФин-М" выкупает доли партнеров в этих совместных предприятиях, и ко времени совершения сделки лизинговая компания будет владеть 100% в этих структурах. Также у ТФМ имеется развитая материально-техническая база по текущему содержанию и ремонту подвижного состава, отмечается в документации.

В то же время, в рамках диверсификации бизнеса в последние годы "ТрансФин-М" активного входил в другие сегменты, в частности, в сферу лизинга спецтехники для добычи полезных ископаемых (в портфеле - более 200 единиц на 10 млрд руб.), недвижимости (2 объекта), водных судов (14 шт. общей стоимостью 5 млрд руб.), авиатехники (3 самолета и 6 вертолетов), комплексов нефтепереработки. Эти активы также входят в периметр сделки, сообщил собеседник агентства.

В ФГК отказались от комментариев агентству. Представитель ПГК сообщил, что оператор "получает много инвестиционных предложений", а "текущее изучает наравне с другими, исходя из интересов". "При этом не все из них представляют интерес, а только те, которые будут способствовать укреплению наших рыночных позиций, развитию бизнеса и улучшению качества обслуживания клиентов", - сказал он.

В целом, описывая инвестиционную привлекательность, организаторы продажи отмечают, что "по итогам 2017 г. компания подтвердила прогнозы и продолжила демонстрировать показатели "выше рынка". "Отчетность свидетельствует о высоком уровне капитализации. Размер собственных средств с учетом накопленной прибыли по итогам 2017 г. составляет 22 млрд руб. Результаты свидетельствуют об устойчивом развитии бизнеса", - говорится в документации.

Прогнозные и фактические показатели "ТрансФин-М" в 2015-2019 гг. (млрд руб.):

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г. (прогноз)

2019 г. (прогноз)

Собственный капитал

13

17

22

24

27

Активы

114

129

150

154

156

Инвестиции в лизинг

97

108

114

132

141

Лизинговый портфель

266

281

325

334

341

Прибыль по РСБУ

1

1

1,4

-

-

Совокупный доход по МСФО

1,4

1,25

1,6

2,2

3,7

ROE

17%

14%

15%

14%

16%

Cost/income

19%

18%

18%

17%

15%