+7 (495) 663-01-01
Сохраняя традиции, продолжаем движение
Пресс-центрКомпания в СМИНовый CIO «Первой Грузовой Компании» о главных ИТ-приоритетах. ("TAdviser", 28 февраля 2017 года)

Новый CIO «Первой Грузовой Компании» о главных ИТ-приоритетах. ("TAdviser", 28 февраля 2017 года)

28 февраля 2017

Вадим Урьяс, назначенный в январе 2017 года заместителем гендиректора по ИТ «Первой Грузовой Компании» (ПГК), в интервью TAdviser рассказал о планах по разработке ИТ-стратегии, подходах к управлению ИТ и деталях масштабного проекта по переходу на платформу SAP.

Вадим Александрович, есть ли на момент вашего назначения в ПГК ИТ-стратегия в компании? Если да, то планируете ли вы в ней что-то менять?

ВАДИМ УРЬЯС Как оформленного документа стратегии в ПГК пока нет, но мы планируем завершить работу в этом году . В 2016 году мы рассматривали различные варианты и приняли стратегическое решение, выбрав целевую платформу, на которую собираемся переходить - на базе SAP.

Что именно будет переведено на SAP?

ВАДИМ УРЬЯС Существует известная система - «ЭТРАН». На ее базе в течение шести лет была создана система, которая называется АСУ ПГК. Она автоматизирует основную производственную деятельность ПГК - управление движением вагонов.

Эту систему изначально разработали исключительно для ПГК, что имеет свои плюсы и минусы. В числе минусов - большое количество ограничений. Платформа достаточно старая и ее необходимо переделывать, иначе через какое-то время она может начать выступать тормозом в нашем бизнесе. Технологии, которые используются в АСУ ПГК, были современными в начале 2000-х годов. Например, там используется Oracle Database 10g, эта СУБД уже не поддерживается разработчиком. Переходя на SAP, мы рассчитываем «перепрыгнуть» через поколение технологий и восполнить технологический пробел.

Помимо АСУ ПГК на SAP мы планируем перевести и бухгалтерию. Сейчас для нее используется система на базе ПО «Галактика» не менее чем семилетней давности.

Переход на SAP планируется завершить к середине 2018 года. Конкурс уже провели, выбрали основного партнера для внедрения - им займется SAP СНГ.

Для бюджетирования и отчетности в ПГК используется IBM Cognos TM1. Это достаточно современная система, ее мы сейчас не планируем менять.

Какие решения SAP Вы планируете внедрять?

ВАДИМ УРЬЯС Мы планируем использовать SAP S/4HANA для автоматизации стандартных процессов с использованием SAP HANA вместо Oracle. Также мы договорились о существенной доработке решения SAP Transportation Management под операторский бизнес. В исходном виде это решение не полностью подходит для наших задач. Операторский бизнес, как он есть в России, не существует ни в Европе, ни в США. Он уникален, и некоторые процессы, соответственно, тоже уникальны.

Какие еще примечательные проекты ведутся или планируются в вашей компании?

ВАДИМ УРЬЯС Переход на SAP - это сейчас наш главный проект. Из интересных проектов можно привести пример использования мобильных устройств в управлении производством. В прошлом году сотрудники красноярского филиала ПГК разработали интересную систему по управлению промывочно-пропарочными станциями (ППС), реализованную на iPad. Некоторые вагоны требуют промывки после предыдущего груза, и это делается на ППС. Система управления промывкой реализована на мобильных устройствах. На них сотрудник видит информацию по подходам вагонов, поступающую из систем РЖД, какую работу нужно выполнить, отчитывается о проделанной работе.

Система призвана оптимизировать трудозатраты, связанные с учетом информации о производственной деятельности. Она позволяет сократить эксплуатационные расходы и сроки выставления первичных документов, контролировать обработку вагонов и показатели работы ППС, исключить многократный ввод одних и тех же данных. В этом году мы планируем тиражировать ее на все ППС.

Как организовано в компании взаимодействие ИТ и бизнеса? Какую роль в принятии решений о внедрении тех или иных систем принимают генеральный директор, финансовый, HR и другие директора?

ВАДИМ УРЬЯС Взаимодействие ИТ и бизнеса в компании происходит на уровне специально созданного управляющего комитета по всем проектам, связанным с трансформацией бизнеса. Комитет по своему составу и полномочиям равен правлению ПГК. В его задачи входит рассмотрение и утверждение различных инициатив, не только по автоматизации. Есть, например, проекты, связанные с реинжинирингом бизнес-процессов. Сейчас комитет рассматривает все проекты, независимо от их масштаба, и в этом есть определенная логика. Есть проекты, которые нужно рассматривать не индивидуально, а в совокупности - чтобы исключить создание «гаджетов», которыми никто не будет пользоваться.

Мы планируем перейти к модели бизнес-партнерства, при которой ИТ является партнером функциональных бизнес-направлений. В принципе, такая модель уже действует, но мы планируем сделать ее более выстроенной, чтобы бизнес четко понимал, с кем он общается по всем своим идеям.

Параллельно идет процесс выстраивания системы правильного управления проектами. Недавно мы запустили специальную систему для этих целей, теперь ее необходимо «обкатать». В течение года, думаю, мы перейдем на нормальный проектный менеджмент, в том числе и по ИТ-задачам.

Кто чаще всего выступает инициаторами ИТ-проектов?

ВАДИМ УРЬЯС Пока крупных ИТ-проектов в компании не очень много, поскольку масштабные проекты в процессе тщательной проработки требуют интеграции с РЖД, а также модернизации системы работы не только ПГК и РЖД, но и клиентов. При этом есть ряд небольших задач, которые требуется выполнять в отношении уже существующих ИТ-систем. Это связано с тем, что меняется окружающая среда, меняются реалии со стороны РЖД, требования клиентов, возникают новые идеи относительно того, как перестраивать бизнес. И все эти потребности выливаются в пакеты проектов, включающих мероприятия от каждого из функциональных направлений. Можно, таким образом, сказать, что инициативы исходят от них, а ИТ воплощает эти идеи.

В чем заключается специфика информатизации именно в сфере грузовых железнодорожных перевозок?

ВАДИМ УРЬЯС Специфика в том, что в части информации мы практически полностью зависим от РЖД - от них мы получаем практически все данные: от данных о местоположении и состоянии вагонов до заявок грузоотправителей, что и куда они везут. Можно сказать, что ¾ всех данных ПГК получает от РЖД.

Информацию от ГВЦ РЖД мы получаем в режиме онлайн. Для этого наши с ними системы очень тесно интегрированы. Со своей стороны, мы тоже отправляем в РЖД информацию - заявки на передвижение вагонов, перевозку грузов, информацию по учету вагонов и так далее. Они автоматически заполняются в АСУ ПГК и отправляются.

В НЛМК, где вы работали ранее, развивалось направление ИТ, связанное с использованием больших данных для улучшения технологий на производстве. Какое применение могут найти такие технологии и в ПГК?

ВАДИМ УРЬЯС Такие технологии могут найти применение и в ПГК. Пока сложно сказать определенно, где именно мы стали бы их применять. Например, нельзя сказать, что данные, которые мы получаем от РЖД, на 100% достоверные, в них есть «шумы» - противоречащие друг другу данные из разных источников об одном и том же объекте. Существуют специальные алгоритмы, которые позволяют обработать и «очистить» данные от этих «шумов». С помощью технологии data mining можно выстроить экспертные алгоритмы, позволяющие обогатить и дополнить исходные данные, которые мы получаем. На основе опыта мы можем определить, какие из полученных показаний достоверные. Большие данные можно использовать и для получения предиктивной аналитики.

Как вы относитесь к ИТ-аутсорсингу и в какой степени намерены использовать его в ПГК?

ВАДИМ УРЬЯС ИТ-аутсорсинг уже широко применяется в компании: АСУ ПГК, «Галактика» и IBM Cognos обслуживаются внешним ресурсом. Определенные вещи делаются руками собственных специалистов, но у нас внутри компании нет бизнеса, связанного с программированием.

В случае с SAP как один из вариантов мы рассматриваем размещение приложений по модели частного облака на сторонней площадке. Раньше такую услугу должного качества получить было сложно и лучше было делать это в Европе, а теперь уровень сервиса в России позволяет делать это и здесь.

У SAP есть собственный ЦОД в России на площадке «Ростелекома». Вы рассматриваете размещение в нем?

ВАДИМ УРЬЯС ИУ SAP неправильный ценовой «калькулятор» - цены слишком завышены, по сравнению с другими провайдерами. В программном обеспечении SAP есть ноу-хау, есть эксклюзив, который иногда сложно сравнивать с решениями конкурентов. В случае же с предоставлением частного облака под SAP никакого ноу-хау нет, все продают примерно одно и то же. Естественно, как заказчик я предпочту то же самое, но по более низкой цене.

Где сейчас развернуты ключевые бизнес-приложения ПГК?

ВАДИМ УРЬЯС В собственном ЦОДе при центральном офисе ПГК в Москве. Эти приложения даже после перехода на SAP продолжат работать еще лет пять как архивные системы, передавать их на сторону не имеет смысла.

Насколько в ПГК развиты внутренние ИТ-компетенции? Планируется ли развивать их?

ВАДИМ УРЬЯС Нам потребуется развивать компетенции под SAP. Думаю, с переходом на новую платформу объем аутсорсинга мы немного сократим. У аутсорсинга есть и плюсы, и минусы. Один из минусов - иногда аутсорсер выполняет задачи медленнее, чем собственный специалист, которому можно срочно позвонить и сказать выполнить задачу со сроком «вчера». Ситуации, когда есть такая необходимость, периодически возникают.

С учетом развития собственных компетенций под SAP вы планируете расширить ИТ-штат в компании?

ВАДИМ УРЬЯС Сейчас с учетом филиалов в ПГК в общей сложности работает около 150 специалистов. Сложившаяся метрика для SAP - 1 специалист на 100-120 человек. Постараемся максимально переквалифицировать существующий персонал под новую платформу.