+7 (495) 663-01-01
Сохраняя традиции, продолжаем движение
Пресс-центрКомпания в СМИСоперники или партнеры? // Обзор рынка ж/д перевозок нефтепродуктов (журнал "РЖД-Партнер")

Соперники или партнеры? // Обзор рынка ж/д перевозок нефтепродуктов (журнал "РЖД-Партнер")

10 апреля 2018

Нефть и нефтепродукты традиционно имеют большое значение для железнодорожников в сегменте высокодоходных грузов. Здесь есть как перспективы роста, так и вызовы, связанные с дефицитом специализированного парка, секторальными санкциями в адрес нефтянки и высокой конкуренцией с другими видами транспорта. Хотя некоторые эксперты считают, что выиграть можно только за счет кооперации.

В поисках своей ниши

В 2017 году по сети РЖД было отправлено 235,5 млн т нефти и нефтепродуктов - это всего на 0,2% ниже показателей предыдущего года. При этом внутренние перевозки выросли на 3,5%, а экспорт снизился на 6%. Кроме того, изменилась структура грузовой базы: по мазуту произошло сокращение на 10%, или 4,9 млн т, тогда как по дистиллятам газового конденсата зафиксировано увеличение в 1,5 раза, на 4,6 млн т.

За 2 месяца текущего года отрицательная динамика погрузки нефти и нефтепродуктов усилилась до 2,6%. Основной причиной ожидаемо стало интенсивное развитие трубопроводного транспорта. По оценкам ИПЕМ, в результате подключения в 2018-2019 гг. ряда крупных нефтеперерабатывающих заводов к системе магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов ОАО "РЖД" потеряет не менее 24,5 млрд руб., что составляет около 2% суммарных доходов компании. Ежегодные доходы операторов подвижного состава также сократятся не менее чем на 1,8 млрд руб.

Основной фактор перетока грузов с одного вида транспорта на другой - дисбаланс текущей системы тарифного регулирования. Как рассказал руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Владимир Савчук, ключевое влияние на уход нефтяных грузов с железной дороги на трубопроводный транспорт окажет сразу несколько проектов. В частности, из-за подключения к ВСТО-2 Комсомольского НПЗ объем железнодорожных перевозок сократится на 5,1 млн т, а потребный парк цистерн - на 5,4 тыс. ед. При этом нагрузка на сеть снизится на четыре пары поездов в сутки. Еще одним крупным проектом станет строительство нефтепродуктопровода Волгоград - Тихорецк и подключение к нему Волгоградского НПЗ. Объем железнодорожных перевозок сократится на 2,6 млн т, потребный парк цистерн - на 1,4 тыс. ед., а нагрузка на сеть снизится на 1,5 пары поездов в сутки. Конкурентным для железной дороги станет также подключение к системе магистральных нефтепроводов Афипского и Ильского НПЗ. Здесь объем железнодорожных перевозок сократится на 1,5 млн т, потребный парк цистерн - на 1,1 тыс. ед., нагрузка на сеть снизится на 1,2 пары поездов в сутки.

Уступая трубе в конкурентной борьбе при транспортировке сырой нефти, железнодорожный транспорт все же имеет свои преимущества в других сегментах. По словам В. Савчука, железная дорога сохраняет сильные конкурентные позиции при перевозке нефтепродуктов.

Так, на долю ОАО "РЖД" приходится 71% транспортировки нефтепродуктов, на долю трубопроводного транспорта - 29%. В то же время ПАО "Транснефть" проводит активную работу по смещению транспортного баланса в свою сторону. Компания обеспечивает более низкую стоимость перевозки, организацию доставки от двери до двери в кооперации с автомобильным транспортом и предоставляет дополнительные услуги и сервисы, такие как формирование сопутствующей документации по сделке, хранение товара на своей инфраструктуре, гарантии передачи товара покупателю.

Для железнодорожных перевозок очень важными продолжают оставаться нишевые продукты, которые не уйдут в трубопроводную систему, считает генеральный директор АО "ПГК" Александр Сапронов. Это нафта, авиатопливо, ароматические углеводороды, газовый конденсат, легкая малосернистая нефть. Именно они в ближайшее время станут точками роста. Наиболее динамично на сегодняшний день прирастает объем перевозок газового конденсата. Причем по мере углубления нефтепереработки доля таких продуктов растет. Однако для реализации этого потенциала нужен инновационный подвижной состав с повышенной емкостью и нагрузкой на ось, что сделает железнодорожные перевозки более конкурентоспособными.

Конденсат против санкций

Динамику роста перевозок газового конденсата способна поддержать реализация новых проектов. Как рассказала руководитель проектов ООО "Морстройтехнология" Софья Каткова, проектная мощность Новоуренгойского газохимического комплекса (в 30 км от Нового Уренгоя в Ямало-Ненецком автономном округе) составляет до 400 тыс. т полиэтилена низкой плотности различных марок в год. Кроме основной продукции, создаваемое предприятие будет производить широкую фракцию углеводородов и метановую фракцию. Для переработки дополнительных объемов конденсата ачимовских залежей Надым-Пур-Тазовского региона "Газпром" ведет строительство установки стабилизации в районе Нового Уренгоя. Ввод установки в эксплуатацию запланирован на конец 2019 года. Она необходима для получения стабильного конденсата, широкой фракции легких углеводородов и газа деэтанизации (с большим содержанием этана). В дальнейшем он будет транспортироваться на установку подготовки газа деэтанизации Уренгойского завода и станет сырьем для строящегося Новоуренгойского газохимического комплекса. На сегодняшний день текущее состояние объекта имеет статус недостроенного комплекса. По словам эксперта, проблемы связаны с оборудованием, попавшим под санкции, и ограничением заемных средств. Заявка на выдачу кредитов ООО "Новоуренгойский газохимический комплекс" размещена на сайте закупок. Средства предполагается получить по двум линиям - в 15,7 и 1,8 млрд руб. Это уже не первая попытка "Газпрома" достроить НГХК. Ранее планировалось завершить строительно-монтажные работы к сентябрю 2018 года, а пусконаладочные - в октябре 2019-го.

Перспективным районом для транспортировки газового конденсата продолжает оставаться ЯНАО. Добычей газового конденсата на 38 месторождениях округа занимаются сегодня 22 предприятия. Структурами "Газпрома" в прошлом году добыто 6,9 млн т конденсата (45,5% от всей добычи округа), а предприятиями НОВАТЭКа - 6,5 млн т (42,8%). Доля всех остальных компаний в суммарной добыче конденсата достигла 1,8 млн т, или 11,7%.

С вводом в 2015 году продуктопровода Пуровский ЗПК - "Тобольск-Нефтехим" пропускной способностью 8 млн т в год практически весь объем извлекаемых легких углеводородов ЯНАО и ХМАО поступает на переработку на газохимические мощности СИБУРа.

В 2016-м переработка деэтанизированного газового конденсата на Пуровском ЗПК выросла на 3,1%, до 12,4 млн т.

Перерабатывающие мощности Пуровского ЗПК соответствуют суммарным мощностям месторождений НОВАТЭКа и его совместных предприятий.

Кроме того, Иркутская топливная компания планирует построить в Усть-Куте завод по производству 600 т полиэтилена.

Иркутская нефтяная компания оценивает инвестиции в реализацию газового проекта в 300 млрд руб. Как ранее рассказал заместитель гендиректора ИНК по экономике и финансам Яков Гинзбург, проект состоит из четырех этапов. В первый входит строительство установки комплексной подготовки природного и попутного нефтяного газа производительностью 3,6 млн куб. м в сутки по сырью. Установка предназначена для подготовки и переработки природного и попутного нефтяного газа. Смесь пропана и бутана будет транспортироваться от собственных месторождений до Усть-Кута. Строительство газоперерабатывающего завода станет вторым этапом проекта. На мощностях завода планируется ежегодно выпускать до 600 тыс. т полиэтилена высокого и низкого давления. Сырьем для производства станет этан, добываемый на месторождениях ИНК.

Перспективный проект реализует сегодня АО "Арктический транспортно-промышленный узел "Архангельск".

Как сообщил генеральный директор предприятия Сергей Кокин, строящийся здесь специализированный терминал нефтепродуктов и газового конденсата к 2035 году обеспечит грузооборот до 12,7 млн т ежегодно (8 млн т стабильного газового конденсата и 4,7 млн т нефтепродуктов).

Однако основным конкурентом ОАО "РЖД" по-прежнему остается автотранспорт. Здесь объем отгрузок битумных вяжущих составляет 5 млн т в год. При этом за последнее десятилетие производство и перевозки ПБВ увеличились на 18%. Все это вызывает потребность в модернизированном емкостном подвижном составе, считает вице-президент Национальной ассоциации перевозчиков нефтепродуктов Андрей Белов. В 2018-м обновление транспортных средств продолжится в объеме не меньше минувшего года. На развитие рынка автомобильных перевозок темных нефтепродуктов в этом году окажут влияние такие факторы, как введение утилизационного сбора на изготовление полуприцепов-цистерн, а также его увеличение на тягачи. Кроме того, ожидается ужесточение требований при получении свидетельства ДОПОГ на транспортные средства. Позитивным решением для рынка стала отмена с января этого года запрета движения транспортных средств по федеральным дорогам в весенний период и возможность отмены аналогичного запрета по региональным дорогам. Также планируется пятикратное увеличение количества пунктов весогабаритного контроля (до 125) и внедрение системы допусков к перевозкам при соответствии требованиям норматива Минтранса. На экономическую эффективность деятельности автоперевозчиков окажет свое влияние увеличение стоимости проезда в системе "Платон" до 2,15 руб. за 1 км (+13%) и штрафных санкций.

Таким образом, межтранспортная конкуренция при перевозках нефти и нефтепродуктов все больше усиливается.

И здесь в выигрыше останется тот, кто предложит более выгодные и удобные условия поставки.

***

Точка зрения

Владимир Савчук, заместитель генерального директора ИПЕМ

- При перевозках нефтяных и нефтехимических грузов пришло время интеграции видов транспорта: компаниям железнодорожного и водного транспорта необходимо создавать комплексные продукты со всеми участниками перевозочного процесса - операторами подвижного состава, автомобильным и даже трубопроводным транспортом. В противном случае конкуренция с трубопроводами возможна только до начала инвестиционной фазы реализации проектов в этой области.

Тамара Сафонова, исполнительный директор "НААНС-Медиа"

- Диверсификация направлений внешних поставок нефти и нефтепродуктов приведет к потере грузооборота при экспорте морским транспортом. За счет прироста трубопроводных мощностей "Транснефти" (Приморск, Высоцк, Юг) на 20 млн т и сокращения производства темных нефтепродуктов (до 16,9 млн т) потери грузовой базы при экспорте нефтепродуктов морским транспортом будут нарастать. По оценкам, они могут достичь 8,5 млн т по Новороссийску, 2,3 млн т по Усть-Луге, 6,5 млн т по Туапсе и 10,8 млн т в целом по южным портам. Среди основных тенденций в сфере перевозок нефти и нефтепродуктов на период до 2022 года можно назвать увеличение производства светлых нефтепродуктов на фоне снижения выпуска темных, повышение уровня переработки независимыми НПЗ, оптимизацию схем поставки сырья на фоне активности РЖД и рентабельности переработки малосернистой нефти и газового конденсата, пересмотр грузовой базы. Дальнейшая модернизация НПЗ приведет к снижению спроса на моторное топливо в России. В частности, к сокращению продаж автомобилей и переходу на бюджетные транспортные средства с низким расходом топлива.