Меры по увеличению эффективности и производительности подвижного состава // Комментарий Александра Печурина (Гудок)
Источник: Гудок
24 января 2018
Вопрос дня: Какими могут быть меры по увеличению эффективности и производительности подвижного состава с точки зрения вашей компании?
Анатолий Токарев, технический директор ЗАО «Евросиб СПб-Транспортные системы»:
– Грузоотправителю важно, чтобы вагон погрузился и максимально быстро достиг фронтов выгрузки с минимальными рисками в пути следования.
Но этого не происходит, во-первых, по причине зависимости от тарифов. Нет такой гибкой тарифной политики, как в сфере автоперевозок.
Коммерческая работа перевозчика в основном ведётся с локальными грузоотправителями и предприятиями горнодобывающей, металлургической и угольной отраслей, а о более мелких предприятиях никто не думает. Поэтому внедрение эффективных технологий перевозок у владельца инфраструктуры – перевозчика в лице ОАО «РЖД» не решит проблему перетока грузов на автотранспорт. Тарифы на перевозки должны учитывать региональную и рыночную ситуацию в конкретных регионах!
Во-вторых, надо дать вагону работать. Вагонная составляющая в ставке оперирования за последние два года выросла в три раза при общем омоложении парка! Грузоотправитель сегодня не может быть уверен, что его груз дойдёт до выгрузки без отцепки. А это в первую очередь негативно влияет на репутацию перевозчика.
Александр Печурин, заместитель генерального директора по оперативной работе Первой грузовой компании (ПГК):
– Значительные резервы повышения интенсивности парка мы видим в сокращении количества порожних рейсов, их дальности, времени нахождения вагонов под грузовыми операциями, а также сокращении количества и времени переработок вагонов на сортировочных станциях. Но для их мобилизации нужно объединить усилия всех участников перевозочного процесса. Это не только повысит конкурентоспособность железнодорожного транспорта и снизит транспортную нагрузку на экономику страны, но и даст предпосылки для снижения стоимости продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Дополнительные возможности в условиях дефицита грузовых вагонов предоставляют сервисные контракты с грузоотправителями сроком на 3–5 лет. Это позволяет нам выстраивать долгосрочную работу компании и гарантировать партнёрам своевременную доставку груза.
Дмитрий Вербов, руководитель Департамента железнодорожной логистики компании «GEFCO Россия»:
– Во-первых, необходимо ускоренными темпами развивать цифровые технологии, обеспечивающие прозрачность информации об имеющемся подвижном составе и ценовых условиях его использования. Настоящая рыночная конкуренция в сегменте предоставления подвижного состава заработает только тогда, когда клиент в любой момент за несколько минут сможет получить и сравнить несколько вариантов стоимости и сроков предоставления вагонов на интересующее его направление, и эти условия будут одинаковыми для всех. Такая конкуренция приведёт к росту эффективности. А пока такой возможности нет, все издержки неэффективной конкуренции несёт клиент или конечный потребитель груза.
Во-вторых, меры государственного регулирования сегодня не успевают за изменениями на глобальных и локальных рынках. Ситуация, когда операторам вагонов выгоднее стоять в очереди за погрузкой угля или отправлять вагон за тысячу километров, в буквальном смысле мимо других грузов, только потому, что резко поднялись мировые цены, не всегда оправданна. Конечно, в таких условиях принципы Uber, к которым призывает ФАС (чтобы порожний вагон подавался под погрузку на ближайшую станцию), работать не будут. Но мы находимся не на свободном рынке, а в транспортной системе России с её ограничениями. В этой связи мы видим здравый смысл в идее регулирования тарифов на движение порожних вагонов в зависимости от технологических критериев, определяемых перевозчиком.
Андрей Дидусенко, заместитель коммерческого директора ООО «Максима Логистик»:
– При выборе действий для повышения эффективности и производительности подвижного железнодорожного состава не стоит забывать о привлекательности железнодорожных перевозок по отношению к другим видам транспорта.
Стоит начать с увеличения пропускной способности инфраструктуры РЖД. Здесь имеются в виду модернизация и расширение парка тягового состава, а также совершенствование функционирования системы в цепочке взаимоотношений РЖД – грузоотправитель – собственник.
Эффективными мерам могут быть понижение коэффициентов на определённые категории грузов для дальнейшего стимулирования и повышения количества отгрузок, проектирование и строительство дополнительных путей, а также удлинение приёмоотправочных путей.